Я ехала домой... Позади - филологический факультет Ленинградского университета. Грустно, тревожно и радостно одновременно. Навсегда ушли интереснейшие годы учения, столичные театры, яхт-клуб, бесконечные студенческие компании. И я возвращаюсь в свой город работать в своей любимой школе № 32, в первый класс, в который пришла до войны и сразу почувствовала себя как дома.
У всех бывает педагогическое детство... Недаром наше здание построено в форме птицы с распростертыми крыльями - счастливая фантазия поборника стиля, именуемого революционным урбанизмом (1928г.). А история нашего учебного заведения начиналась в 1918-м: оно именовалось тогда «Первая советская школа второй ступени» города Иванова (в этом году у нас - 90-летний юбилей). По прекрасному стечению обстоятельств в ней собрался высокообразованный коллектив учителей-энтузиастов, самой яркой фигурой которого была В.В.Шольц-Рябцева, получившая образование в университете Австрии. Она преподавала немецкий и французский языки, свободно владела фортепиано, была толерантна, исключительно тактична и сумела привнести в то сложное время атмосферу гуманности и интеллигентности. Тогда же были заложены традиции 32-й, одной из которых стало создание «Истории школы».
Грянула война - наше здание стало госпиталем, а мы учились небольшими группами в частных домах и квартирах. Милые, благородные наши учителя бегали по разным адресам, оставив дома полуголодных детей, 'Обеспокоенные отсутствием, писем с фронта от родных 11 все-таки находившие силы не только давать знания, но и улыбаться и помогать нам. Из числа «старой гвардии» хочется вспомнить всех, но особенно директора школы в те годы, незабвенную П.А. Евсееву и заслуженного учителя РФ, преподавателя словесности В.Я. Затову, учителя от Бога. Как она «воспламенялась» на уроках и зажигала нас, учила мыслить, ценить, любить и понимать русскую литературу! В результате многие из ее учеников выбрали филологию своей специальностью, благодаря ей в родные стены привела судьба и меня.
И началась новая жизнь, лирическая, комическая и драматическая одновременно. Наша школа была "базовой»,педагогического института, так что почти с первого дня на моих уроках появились студенты. Приходилось много готовиться, искать новые формы, разрабатывать методики, тем более что все коллеги были озадачены тем. же. С тех пор не знаю ничего увлекательней урока. Никогда не подавлялась - поощрялась индивидуальность. Помню, как одна из инспекторов областного отдела образования спросила у нашего завуча: «А ВЫ не считаете, что эта молодая учительница уж слишком независима?» Строгая и неповторимая Варвара Владимировна ответила: «У каждого бывает свое педагогическое детство». А как интересно жила школа после уроков! Кто-то из коллег инсценировал с учащимися фрагменты из «Путешествия по Гарцу» Г. Гейне на немецком языке, кто-то ставил сцены из «Клопа» В.Маяковского, кто-то - музыкальную сказку с младшими. Во все времена - верность творчеству. Внеклассная жизнь кипела, укрепляла теплые отношения с детъми, многие из которых навсегда остались друзьями своих учителей. Сложилось много школьных династий: бывшие ученики вели и ведут к нам своих детей, внуков, правнуков. Главное - постоянный творческий поиск. Наши учителя демонстрировали свои достижения не только коллегам города и области. Опыт работы был представлен в течение двух лег на ВДНХ, а школа награждена ее серебряной медалью. 32-я прошла множество этапов: общеобразовательная с производственным обучением, математическая, специализированная английская, - неизменно сохраняя при этом демократический дух и теплую домашнюю атмосферу. Менялся, но по-прежнему оставался высококвалифицированным и творческим учительский коллектив, великолепная когорта профессионалов, например В.П.Чистова, в течение 25 лет совмещавшая преподавание языка с работой внештатного инспектора по опеке детей-сирот, и многие другие. Когда мне доверили пост директора, главным было продолжить традиции и привнести 8 учебно-воспитательный процесс новое. И прежде всего доказать необходимость реконструкции старого здания школы и строительства нового, сохранить памятник архитектуры и осуществить достойный проект второго корпуса. Все это было реализовано благодаря усилиям областной власти, заведующего отделом школ и вузов Министерства просвещения, нашего бывшего ученика В.КР.озова и, главное, стойкости и сплоченности учителей и учащихся. Окрыленные, мы вошли в обновленную школу и решили учредить гимназию (это был первый пример в городе). С увлечением создавали на основе обязательных норм новую программу. Сделали три выпуска - и наш проект быль съеден стандартизацией программ. Однако творчество осталось обязательным критерием в оценке деятельности учителя и ученика: мы одними из первых в городе осваивали систему Л. Занкова, авторскую программу по математике Л. Петерсон, дали множество открытых уроков в масштабе города и области. Интересную методику ролевой игры в процессе преподавания английской и американской литературы в 10-х классах разработала И.А. Ледяева. Как ни странно, в гуманитарной школе одной из приоритетных наук стала химия - результат качества преподавания. Но при этом "сердцем" школы оставались литература и родной русский язык... Учение с увлечением давало прекрасные всходы: паши выпускники радовали нас во все времена: большие ученые, крупные специалисты, известные литераторы и журналисты..-. Доктора наук и ныне возглавляют Ивановский государственный университет (В.Н. Егоров) и Ивановскую медицинскую академию (Р.Р. Шиляев). В каждом из вузов нашего города, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, в дальнем и ближнем зарубежье трудятся доктора и кандидаты наук - воспитанники нашей школы. Победитель и «миллионер» ...С космической скоростью пронеслись 23 года моего директорства. Преемником стал выпускник гимназии, мой ученик, преподаватель информатики А.И. Макеев. И властителем дум, противоречивых эмоций, предметом поклонения и решительного отторжения стал компьютер. Овладевать им, однако, пришлось всем. Но одни видели в компьютерных технологиях цель, а другие - средство. Со скрипом был найден консенсус. Сегодня сложно обновляется коллектив учителей английского языка. Заместителю директора, заслуженному учителю РФ Ю.В.Стулову с трудом удается «заманить» в школу достойную смену, (позорно мизерна зарплата). Чтобы выйти из положения, большую нагрузку и колоссальную ответственность берут на себя ветераны. А в целом благодаря общим усилиям всех учителей, их разносторонней инновационной деятельности наша гимназия стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» и «миллионером». Главными в школе во все периоды были и остаются дети. Какие они, похожи ли на своих предшественников? и да, и нет. Безусловно, более коммуникабельны, по менее непосредственны. Более раскованны, но менее воспитанны. Прагматичнее бывших, однако менее способны к романтическому восприятию мира. Несмотря на то что Интернет вытесняет книгу, у части гимназистов значительно повысился интеллект. Однако у большинства уровень общей культуры оставляет желать лучшего (издержки времени?). Учитывая эти факторы, коллектив педагогов стремится формировать у сегодняшних воспитанников критическое мышление, гражданскую ответственность и индивидуальность. Дети стали активнее проявлять себя в разных аспектах деятельности как на уроках, так и в жизни города. Прошли выборы в ученическую думу города Иванова - и председателем ее стал наш одиннадцатиклассник Юрий Кабанов.
Вот так и мчится время, меняются поколения, а птица-школа летит в грядущее. Пусть будущие ученики будут любить ее так же, как мы.
Татьяна ПЕТУХОВА, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ивановской гимназии №32
|