МБОУ "Гимназия № 32" г. Иваново
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 

Пятница, 19.04.2024, 01:20
Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Опрос
Независимая оценка качества образовательной деятельности
Главная » Статьи » Мои статьи

Возможности информационно-коммуникативных технологий
Балакирева Н.М.
Учитель физики, МОУ гимназия № 32 г. Иваново

Возможности информационно-коммуникативных технологий
в учебно-исследовательском проекте по физике
В последнее десятилетие педагоги российских школ обращают большое внимание на проектную методику. В отличие от опыта 30-х годов прошлого века эта методика не заменяет классно-урочную систему обучения в современной школе. Проект как способ обучения находит своё место в учебной и внеучебной деятельности.
Типология проектов (учебной проектной деятельности) широка. Наше внимание обращено к учебно-исследовательскому проекту. В ходе такого проекта предполагается проведение моно или межпредметного учебного исследования, выполненного по всем правилам «взрослого» научного открытия, с той разницей, что открытие носит скорее субъективный характер, чем объективный.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в проектной деятельности позволяют оптимизировать работу, нагляднее представить результаты. Однако применение ИКТ требует от учителя и ученика соответствующих знаний и умений. Это вносит свою специфику в проведение учебно-исследовательского проекта.
Рассмотрим некоторые этапы учебно-исследовательского проекта с применением ИКТ.
Этап сбора информации. На этом этапе необходимо грамотно выполнить поиск материалов по теме исследования в литературных источниках. Важность литературного обзора и анализа как методов исследования неоспорима. Но современность требует от нас не менее грамотно осуществить поиск и отбор интернет-информации. На этом этапе педагог координирует работу «опытного» ученика-исследователя или помогает осваивать «новичку» следующие умения и виды деятельности:
1. Работа с поисковыми системами  «Google»
www.google.ru/, «Яндекс» www.yandex.ru/, «MAIL.RU» www.mail.ru/и другими. Определение темы поиска, отбор ссылок по аннотациям.
2. Формирование собственного банка информации по теме. Составление выходных данных источника (копирование ссылки найденного материала, авторов и названия интернет-статьи). Копирование требуемой части текста.
Этап проведения эксперимента. Живой эксперимент интересен относительной непредсказуемостью, обусловленной влиянием сопровождающих факторов. На определённом этапе знакомства с физическими явлениями и процессами, когда объяснение влияния этих факторов не предоставляется возможным, очень уместным становится виртуальный эксперимент. Для моделирования физического эксперимента мы используем программные продукты «Открытая физика» (ООО «Физикон», ЗАО «Новый диск»), «Конструктор виртуальных экспериментов. Физика» (Crocodile Clips, ЗАО «Новый диск»).
Этап обработки экспериментальных данных. Одна из удобных форм представления экспериментальных данных для анализа – это таблица. На этом этапе рационально составление таблиц в средах «Word» или «Excel».
Роль руководителя-педагога – помочь юному исследователю выбрать оптимальный подходящий вариант. В случае экспериментальных данных описательного характера или числовых данных, не требующих вычислений, удобно использовать таблицу «Word». Использование таблицы «Excel» оправдано при проведении подсчётов по известной или устанавливаемой закономерности (формуле), при необходимости построения графиков или диаграмм.
Этап представления результатов. Проектная деятельность предполагает на завершающем этапе представить результаты учебно-исследовательской работы. С этой целью в школе организуется ежегодная конференция. Формы представления результатов самые разнообразные. С применением ИКТ это:
1) реферат, выполненный в среде «Word»,
2) выступление, сообщение с сопровождением мультимедийной презентации «Power Point»,
3) публичный отчёт, выполненный в среде «Publisher».
Исследовательская деятельность развивает у учащихся логическое и критическое мышление, креативность, прививает культуру проведения научного исследования. Но, с другой стороны, исследовательская деятельность уже опирается на достаточно сформированное логическое и критическое мышление. С этой целью на уроках учащимся предъявляются задания, направленные на развитие такового. Это важный этап в подготовке к проведению учебно-исследовательского проекта. Информационно-коммуникативные технологии позволяют вывести эти задания на уровень большей эффективности.
Предлагаем несколько видов заданий, направленных на развитие логического мышления учащихся. Эти задания составлены в программной среде «StarBoard», предъявляются на интерактивной доске и выполняются с использованием её возможностей.
1.  «Построй логическую цепочку высказываний».
На экране (возможно дублирование на дидактических раздаточных карточках) предъявляется несколько текстовых блоков с высказываниями и объекты-стрелки для фиксирования логического перехода. Необходимо, установив логическую связь, выстроить текстовые блоки с высказываниями в нужной последовательности. Возможности интерактивной доски позволяют перемещать объекты многократно и в любой последовательности. Несколько вариантов ответов (если таковые окажутся) быстро формируются. Это практически невозможно осуществить на меловой доске.
Пример задания 1
Даны высказывания: Всадник падает с лошади; Всадник быстро скачет на лошади; Всадник по инерции движется вперёд; Лошадь спотыкается и останавливается. Выстройте их в логическую последовательность.
Пример задания 2
Даны высказывания: Резкое движение косы действует на траву короткое время; Коса прорезает траву; В течение длительного воздействия косы трава приобретает скорость; Коса пригибает траву; По инерции трава стремится остаться в покое; Медленное движение косы действует на траву длительное время. Выстройте их в две логические последовательности.

2. «Раздели высказывания на две (три, четыре, …) группы по указанным признакам».
На экране (возможно дублирование на дидактических раздаточных карточках) предъявляется несколько текстовых блоков с высказываниями и предлагается разделить их на две группы по указанному признаку или несколько групп.

Пример задания 1
Уменьшится или увеличится давление, производимое силой на опору, если … положить кирпич плашмя; наточить шило; встать на одну ногу; расширить опору колонны; встать на коньки; откачать часть воздуха из шин; встать на лыжи. Раздели высказывания на две группы.

 

 
Пример задания 2
Даны высказывания: движутся облака; катится шар; мерцают звёзды; плавится свинец; раскаты грома; горит электрическая лампа; плывёт бревно; сверкает молния; шелестит листва; рассвет; тает снег; эхо; кипит вода; гроза. К каким явлениям относятся данные высказывания (механическим, световым, звуковым, тепловым, электрическим)? Соедини стрелкой высказывание с соответствующей группой физических явлений.

3. «Раздели высказывания на две (три, четыре, …) группы по выделенным самостоятельно признакам».
На экране (возможно дублирование на дидактических раздаточных карточках) предъявляется несколько текстовых блоков с высказываниями, предлагается определить признаки и разделить высказывания на соответствующие данным признакам группы.
Пример задания
Каким способом изменили давление твёрдого тела, и как оно изменилось в этих ситуациях? Распредели эти ситуации на четыре группы. Дай название каждой группе.
Категория: Мои статьи | Добавил: school32 (16.04.2009)
Просмотров: 1467 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Полезные ссылки
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?










Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz